Старое любимое. Оркестр Карабелли, 1933, эстрибиллист Карлос Лафуэнте. Эстрибиллисты, то есть буквально "исполнители припева", появились в составе танго-оркестров в середине 20-х годов - до той поры у песен танго могли быть тексты, но только, если оркестры играли специально для танцующих, то традиционно обходились без вокала. Эксперимента ради, руководители оркестров попробовали - с осторожностью - включить в состав оркестра и вокал, "на правах регулярного инструмента" и только на несколько музыкальных фраз припева. А то типа певцу только дай волю солировать, и выйдет Гардель, слушать заслушаешься, а танцевать - так где же там ритм? Только к середине 30-х оказалось, что хорошие вокалисты могут петь и для танцующих, подчеркивая ритм своим голосом не хуже любого другого инструмента оркестра, и таким "певцам оркестра" доверили не только припев, но и куплеты - и то, как правило, не все куплеты, чтобы оставить простор и для инструментальных фраз).
"Зачем слезы лить" (¡Pa´ qué lagrimear!)
Музыка Себастьяна Пианы, слова Carlos Goicoechea y Rogelio Cordone
Поскольку Лафуэнте поет только припев, то два куплета я не перевожу, но речь там о там, как и отец, и мать, и улица учили нашего героя, что настоящие мужчины - не плачут
Адольфо Карабелли - может быть, самый талантливый и одновременно самый забытый из руководителей танго-оркестров 1930х. Гениальный классический пианист в молодости, которого аргентинские профессора отправили учиться в Европу, потому что дома просто не было преподавателей для учеников такого калибра. Карабелли успевает получить магистерский диплом по композиции, но разразившаяся 1-я Мировая вынуждет его вернуться в Аргентину. И тут 23-х летний музыкант открывает для себя джаз, и становится основоположником джаза в Аргентине. В 1926-м студия Виктор, недавно потерявшая контракт с Фреседо, назначает Карабелли художественным директором, а затем и руководителем студийного танго-ансамбля OTV (Orquesta Tipica Victor) - так вместе с фокстротами и пасодоблями Карабелли начинает аранжировать и исполнять танго, и делает это так же гениально. Собственный джаз-бэнд Карабелли, начиная с 1930-го года, также иногда выпускает записи танго, "переименовываясь" ради такого дела в "Оркестр Типика" или "Оркестр Портенья". Но в клубах и танцзалах они никогда не играли танго - только джаз. В Аргентине традиционно на таких танцевальных вечерах играли два оркестра, сменяясь примерно каждые полчаса - танго-оркестр и джазовый или "тропический" бэнд. (Несколько лет спустя оркестр Энрике Родригеса пытается разрушить эту традицию, играя "все ритмы" одним составом, но это новшество никогда не привилось).
Между тем Великая Депрессия затягивается, а политически Аргентина погружается в не менее депрессивную трясину "Бесславного Десятилетия" переворотов и преследований. К середине 30-х милонга Буэнос Айреса находится при смерти. Даже Ди Сарли не может найти постоянной работы, даже Фирпо остается без оркестра. Фреседо работает в кабаре, Канаро зарабатывает мюзиклами. Карабелли оставляет танго ради джаза, саундтреков фильмов, и внезапное возрождение танго-клубов и рассвет Золотого Века танго во 2-й половине 30-х проходит мимо него. А тут еще несчастья личной жизни, увольнение со студии Виктор ... танго бурно расцветает без него, а Карабелли умирает в безвестости. Ему было 53.
"Зачем слезы лить" (¡Pa´ qué lagrimear!)
Музыка Себастьяна Пианы, слова Carlos Goicoechea y Rogelio Cordone
Поскольку Лафуэнте поет только припев, то два куплета я не перевожу, но речь там о там, как и отец, и мать, и улица учили нашего героя, что настоящие мужчины - не плачут
Pa´ qué lagrimear Por causas perdidas, No se va a regar Con llantos, la vida. Y mala querida Y amigos infieles, Siempre en nuestros rieles Hemos de encontrar. Pa´ qué lagrimear Si en nada hay consuelo, Ya no ha de bajar La vieja del cielo. Y el corazón Cansao de sufrir, Me grabó al partir: “No llora un varón” | Зачем слезы лить Над тем, что пропало. Чтоб жизнь оросить, Всех слез будет мало И злая подруга, И друг, что подставит - Всех встретить заставит Дорога судьбы Не надо рыдать Коль нет утешенья. Небес не достать, В земле нет спасенья. Для сердца - закон, Тведила мне мать: Довольно страдать! Не плачет варон*! |
*Варон в принципе - настоящий мужчина, надежный, сильный, привлекательный; но так можно называть и мальца в детстве. В 3-й - 4-й строках второго припева аллюзия к индейской богине, "Старой с Небес", которая, может быть, заступится и поможет, только вот до неба-то далеко, а к нам она разве спустится... У нас буквально такой "Старой на Небесах" нет, но что-то похожее нашлось в пословицах Даля: "На небо не влезешь, в землю не уйдешь"
фото TodoTango |
Адольфо Карабелли - может быть, самый талантливый и одновременно самый забытый из руководителей танго-оркестров 1930х. Гениальный классический пианист в молодости, которого аргентинские профессора отправили учиться в Европу, потому что дома просто не было преподавателей для учеников такого калибра. Карабелли успевает получить магистерский диплом по композиции, но разразившаяся 1-я Мировая вынуждет его вернуться в Аргентину. И тут 23-х летний музыкант открывает для себя джаз, и становится основоположником джаза в Аргентине. В 1926-м студия Виктор, недавно потерявшая контракт с Фреседо, назначает Карабелли художественным директором, а затем и руководителем студийного танго-ансамбля OTV (Orquesta Tipica Victor) - так вместе с фокстротами и пасодоблями Карабелли начинает аранжировать и исполнять танго, и делает это так же гениально. Собственный джаз-бэнд Карабелли, начиная с 1930-го года, также иногда выпускает записи танго, "переименовываясь" ради такого дела в "Оркестр Типика" или "Оркестр Портенья". Но в клубах и танцзалах они никогда не играли танго - только джаз. В Аргентине традиционно на таких танцевальных вечерах играли два оркестра, сменяясь примерно каждые полчаса - танго-оркестр и джазовый или "тропический" бэнд. (Несколько лет спустя оркестр Энрике Родригеса пытается разрушить эту традицию, играя "все ритмы" одним составом, но это новшество никогда не привилось).
Между тем Великая Депрессия затягивается, а политически Аргентина погружается в не менее депрессивную трясину "Бесславного Десятилетия" переворотов и преследований. К середине 30-х милонга Буэнос Айреса находится при смерти. Даже Ди Сарли не может найти постоянной работы, даже Фирпо остается без оркестра. Фреседо работает в кабаре, Канаро зарабатывает мюзиклами. Карабелли оставляет танго ради джаза, саундтреков фильмов, и внезапное возрождение танго-клубов и рассвет Золотого Века танго во 2-й половине 30-х проходит мимо него. А тут еще несчастья личной жизни, увольнение со студии Виктор ... танго бурно расцветает без него, а Карабелли умирает в безвестости. Ему было 53.
No comments:
Post a Comment