Sunday, October 28, 2018

Русский след в Аргентинском танго

"Русский след в Аргентинском танго"
Тюмень, 19 октября 2018
Конспект лекции и "мини-лонга"

Страна иммигрантов, далекая Аргентина. Даже ее танго-культура необычнейшим образом определяется охранной грамотой ЮНЕСКО именно как продукт смешения и синтеза культур многих народов. Из европейских иммигрантов в нее наибольший вклад вложили, безусловно, итальянцы и французы. Но и наши, "лос русос", выходцы из бывшей Российской Империи (в первую очередь евреи), внесли настолько многое, что достойны третьего места в этом списке.

Три самых основных направления влияния российских эмигрантов и их культурного наследия - это поэзия, это скрипка, и это непосредственное, прямое влияние музыки нашего романса на танго.
Луис Рубистейн
Поэзия танго, как тюменцы хорошо знают и по моей прошлогодней лекции - это мой конёк. Ведь русский язык, как и испанский - один из самых поэтических языков мира! И одним из лучших танго-поэтов был выходец из эмигрантской семьи из Екатеринослава, Луис Рубистейн. Ностальгический и одновременно исключительно светлый текст "Карнавал де ми баррио", с замечательным подзаголовком "Уличный пейзаж в стиле танго" (перевод). Безысходный надрыв "Чарлемос". И вальс "Самаритана" , поющий о рaзрывающей сердце душевной боли - и затаивший секрет утешения (перевод). Слушаем вокальные сегменты этих шедевров, готовимся вспомнить иx на мини-милонге по завершению лекции!
01. Edgardo Donato - Horacio Lagos y Lita Morales "Carnaval De Mi Barrio" 1939 2:25

02. Carlos Di Sarli - Roberto Rufino "Charlemos" 1941 2:29

03. Los Provincianos (Ciriaco Ortiz) - Alberto Gomez  "Samaritana (vals)" 1932 2:58

Оркестр Рауля Каплуна
1940-е годы - это вершина расцвета культуры танго. Именно тогда свершился синтез безбашенной ритмичности, спасшей танго от забвения в тоды "музыкальной революции Д'Арьенцо", с лирической напевностью, в основе которой - голос скрипки. Особенно еврейской скрипки. Наиболее значительный гений-скрипач танго этой поры - Рауль Каплун, сын эмигрантов из Кишинева. Именно он вместе с дирижером их оркестра Люсио Демаре провозгласил настоящую анти-Д'Арьенцевскую контрреволюцию, ввязался в бой за чистоту и нежность чувств танго-поэзии и музыки. Именно его композиторскому перу принадлежит истинный манифест танго 1940-х, кототый так и называется - "Чувство" (Уна эмосьон)
04. Lucio Demare - Raúl Berón "Una Emocion" 1943 2:41
Видео тут историческое, ему почти 25 лет и танцует сам Святой Гавито, для которого именно именно песня служила символом всего танго

Симон Бажур - другой достойный упоминания даже в самой краткой лекции танго-скрипач. Парнишка рос в не очень музыкальной семье владельца кофейни (тут многозначительный кивок в сторону хозяйки нашей площадки, которая так и называется "Кофе и Танго"!). Музыку Симон слышал все больше на радио, и с юных лет запал на фольклорную, балканскую и цыганскую, скрипочку. И в своей музыке уже в Аргентине сочетал классику и балканский фольк-стиль. Может быть, вы слыхали сами, как в какой-нибудь харчевне в Венгрии или Сербии собираются скрипачи и начинают переигрывать друг друга; и вдруг одна из этих скрипок замычит коровой, а другая окликнется собачьим лаем, а третья обязательно запоет предрассветным соловьем? Соловей аргентицам неизвестен. Но в классическом танго Ди Сарли, "Рассвет" (Эль аманесер) скрипка Бажура распевает соловьиными трелями. Слушаем.
05. Carlos Di Sarli - Instrumental "El Amanecer" 1951 2:29

Итак, мы уже упомянули цыганские напевы, а следующая часть моего рассказа будет именно про цыганские романсы, отразившиеся в танго. Расскажу я не про все из них - и надеюсь, что те русские-цыганские мотивы, которые я не успею упомянуть, вы все раво узнаете позже на танцполу. Про наших цыган, про хор графа Орлова, мы все наслышаны. Но надо сказать, что этот феномен не просто русский, что народная музыка абсолютно всех народов, среди которых жили цыгане, имела значительный цыганский элемент. В свое время я заинтересовался знаменитым Мишкой Цыгановым, который уехал в Америку еще до революции и настолько прославился оригинальными еврейскими композициями в фольк-стиле клезмера, что обычно его считают еврейским музыкантом. Но как бы не так. Надгробье его нашлось на цыганском кладбище в Нью-Йорке, совершенно православное, как видите ... да к тому же оказалось, что у него было добрых два десятка имен, которые все означали примерно одно и то же, "Миша-цыган", на всех языках. То есть он записывает песню на литовском - и зовет себя литовцем; на идише - и имя его вполне еврейское; на венгерском - теперь он как бы мадьяр... и так же на польском, сербском, румынском и так далее. Ознакомился я и с воспоминаниями марамурешских-буковинских цыган-мызыкантов, переживших нацистскую Катастрофу (местные венгры, румыны и украинцы не мыслили, как жить без цыганских музыкантов, и укрыли их от смерти). Старый лабух пояснял на примере одной и той же песни: "вот так мы ее играем для венгров ... а вот так - для русских ... а вот так для ответработников Черновицкого обкома ))) ".
Цыганский (и международный) романс, о котором я поведу речь ... но ведь вы его и сами узнаете!
06. Imperio Argentina  "Ojos Negros romanza rusa" 1934 3:39

Это была не запись на грампластинке, а намного опередивший свою эпоху ютюбовский как бы формат короткометражного звукового клипа - одна из самых первых "говорящих" кинолент испанского кино. А звездой в нем была вот эта чернокудрая черноглазая аргентинская красавица, для которой аранжировал "Черные глаза" как танго немец Гюнтер Саллингер, ради такого дела переимовавшись по-испански в Пако Салину. (подробости на этом же блоге здесь). То ли интернета им не хватило для полного успеха, то ли сомнительные политические связи его создателей помешали, но знаменито это танго стало в другом, уже привычном нам исполнении:
07. Francisco Canaro - Roberto Maida "Ojos negros que fascinan" 1935 2:51

"Карнавал Виленский" -
раритетное издание нот Флориана Германа,
прославляющее его родной город
В истории "Черных Глаз" для меня было множество загадок, которые я еще продолжаю раскапывать; только на прошлой неделе в знаменитом московском Доме Пашкове, в библиотечном зале с резными балясинками и окнами, выходящими на Кремль, я прикоснулся к первым нотам 1880-х, переложившим фортепианный вальс Флориана Германа на манер цыганского романса. Кто был Флориан Герман - это представлялось особенно таинственной загадкой. Кто-то писал, что он француз, пришедший с Наполеоном, а кто считал его жителем Германии; и музыка то ли была написана как победный марш Великой Армии Наполеона, то ли оплакивала ее потери при отступлении через Березину... за подробностями смотрите, пожалуйста, у меня на блоге, а здесь вкратце только добавлю, что Флориан Герман был уроженец Вильнюса, истинный славянский патриот, сын польской дворянки и немца-учителя, внесший свою лепту в рождение национальной русской музыки как учитель ее основоположника, Цезаря Кюи.  И что через неделю я побываю в Вильнюсе, где надеюсь пройтись по следам Германа и найти его могилу.
А теперь - вспомним, что "Черные глаза" отразились не только в испано-аргентинском танго, но и в русском, но тоже с отдаленным эхо уже в Аргентине 1960х. Подробности опять таки на блоге.
08. Frank Fox - Piotr Leschenko "Chernye Glaza (Dark Eyes)" 1933 3:15

09. Florindo Sassone - Instrumental "Ojos Negros (Oscar Strok)" 1968 2:28

Замечательное танго, озаглавленное "Русская цыганка", "Хитана руса", напрямую основано на нотах с русскими словами, переправленных контрабандой из Советского Союза через Одесский порт в Аргентину. Почему же оно называется в подзаголовке как-то усредненно "Европейское танго", а не русское?
История этой "Цыганки" трагическая; ее автор - Савелий (Шевель) Жадан, скрипач из Умани - погиб вместе с остальными евреями города в массовых расстрелах осенью 1941 года.
В Аргентине у него был сын, увезенный туда мамой еще в середине 1920х, когда через приграничной Днестр еще можно было бежать в Румынию и далее - помните Остапа Бендера и его мечту о Рио? Бразилия стала мечтой Бендера потому, что с 1924 года Америка закрыла свои двери для российских эмигрантов,  а вот страны Южной Америки оставались открыты.  Мальчик вырос, стал успешным банкиром под именем Деметрио Садан,  и на свадьбу папа подарил ему ... танго, озаглавленное "Твои Глаза" и посвященное "прекрасной Селии".
Жених,  видимо, не оценил дар, тем более что посланное с оказией письмо сильно опоздало к свадьбе. Hо, поняв в 1941 году, что отца больше нет в живых,  Деметрио решил передать ноты Савелия Жадана в хорошие руки. В тот момент никто не был уверен, какой станет карта Европы,  будет ли на ней когда еще Россия... и так танго Жадана было зарегистрировано как абстракно европейское. Настоящее имя скрипача - на слух переданное аргентинцами как "Саверио" - тоже было утеряно, как казалось, навсегда. Но я с радостью сообщаю, что в марте 2019 мне все-таки удалось узнать, кто был уманьский скрипач Жадан!
10. Ricardo Malerba - Orlando Medina "Gitana rusa" 1942 2:47

И вот, наконец, аргентинскому танго суждено сделать полный круг и вернуться в Россию! Год - 1968й. Перед нами пластинка "Мелодии", единственный альбом аргентинского танго, когда-либо вышедший в СССР, так и озаглавленный: "Аргентинское Танго", Квартет "Буэнос-Айрес" п/у Тито Беспроса. Немало пришлось покопаться в забытых аргентинских книгах, порасспрашивать потомков Тито, чтобы понять, что он был одним из замечательных "русских" скрипачей, решившийся постетить родину предков, да не просто так, а с ансамблем! "Тито" родился в Буэнос-Айресе в 1917 году в семье иммигрантов-одесситов; его от рождения звали Альберто Беспросван, а у его родителей до отъезда была совсем длинная для испанского уха фамилия - Беспрозванные. Такая замечательная фамилия - в одном ряду с такими же говорящими фамилиями, как "Неизвестный" или "Непомнящий" - свидетельство о том, как наши предки относились к попыткам царской власти переписать и строго учесть всех евреев под офицальными фамилиями, ради более эффективого сбора податей и призыва в рекруты. А кому, вообще-то, это надо? Вот люди и "забывали" или "теряли" свои фамилии при каждом удобном случае.
Альберто начал играть в танго-оркестре еще мальчонкой. Сначала это был местный оркестрик на родной улице Омбу, но вскоре он нашел работу в ОТВ, знаменитейшем танго-радиооркестре фирмы "Виктор", а затем у Де Каро, Хуана Канаро и ... в общем, потомки полушутя утверждают, что нет еще другого музыканта, чья скрипка звучит в большем числе танго-записей. Собственный оркестр Тито Беспрос впервые собрал в возрасте 39 лет; последовали гастроли по многим странам, призы от фестивалей культуры, и, наконец, аргентинцам удалось организовать приглашение и в Россию, и даже записать там свой единственный альбом. Слушаем, не отрываясь, последние строки "А медиа лус" в исполнении квартета Беспроса с вокалом Сиро Сан-Романа, где нам сквозь музыку танго подмигнет одним глазком Одесса-мама. (А весь альбом можно скачать здесь)
11. Tito  "Tito Bespros - Siro San Roman - Media Luz"  2:32
Время отвечать на вопросы ... и вопросы в основном на одну тематику: почему танго, под которое мы танцуем, так редко звучит по-русски? Со старыми записями главная трудность в том, что они в большинстве своем заточены под бальников, и поэтому там до невозможности регулярный ритм отбивается ударником (иногда слабее, но чаще сильнее некуда). А наш стиль танца опирается на мягкий ритм, по возможности даже не вполне регулярный. Ну и некоторые жемчужины нашей музыки 1930-х-40-х - как танго "Зачем" гениального джаз-тромбониста Эдди Рознера - просто не имеют качественных записей.
Другая сторона медали - это что и классическое аргентинское танго замечательно звучит в русском переводе; и со времени моей прошлогодней лекции о поэзии и переводах, у меня набралась целая коллекция минусовок и вокальных записей переведенных танго.

Конечно, эти записи сделаны на шумной милонге, качество то еще, и сама певица, несравненная Наталья Орлова, настоятельно просила их никому не передавать :) но идею вы уже понимаете? Вот тут минусовки; дело теперь за вами!

А теперь мини-милонга, на которой прозвучат многие из песен, упомянутых в лекции - и еще некоторые, про которые только намекалось :)
13.  Carlos di Sarli - Roberto Rufino "Cascabelito" 1941 2:32
14. Carlos di Sarli - Roberto Rufino "Patotero sentimental" 1942 2:34
15. Carlos di Sarli - Roberto Rufino "Charlemos" 1941 2:30
16. Viktor Tsoy  "Red-Yellow Days cortina long 3"  0:33
17. Juan D'Arienzo - Instrumental "Ataniche" 1936 2:32
18. Juan D'Arienzo - Instrumental "Union Civica" 1938 2:28
19. Juan D'Arienzo - Instrumental "Champagne Tango" 1938, 1938 2:25
20. Zhanna Aguzarova  "Old Hotel cortina long"  0:38
в следующей  танде "скрыт" еще один цыганский напев, из неупомянутых в лекции ;)
21. Los Provincianos (Ciriaco Ortiz) - Alberto Gomez  "Samaritana (vals)" 1932 2:58
22. Enrique Rodriguez - Armando Moreno "En el volga yo te espero" 1943 2:40
23. Edgardo Donato - Horacio Lagos, Lita Morales, Romeo Gavioli  "La shunca" 1941 2:35
24. Eruption  "One way ticket cortina slow"  0:18
25. Lucio Demare - Raúl Berón "Una emocion" 1943 2 :41
26. Lucio Demare - Raúl Berón "Que solo estoy" 1943 3:04
27. Orquesta Tipica Victor - Ortego del Cerro "Una vez" 1943 3:22
28. Viktor Tsoy  "Red-Yellow Days cortina long 3"  0:33
в танде "скрыт" еще один цыганский напев, из неупомянутых в лекции ....
29. Edgardo Donato - Horacio Lagos "El Adios" 1938 3:09
30. Edgardo Donato - Horacio Lagos, Lita Morales y Romeo Gavio "Sinfonia de Arrabal" 1940 3:09
31. Edgardo Donato - Horacio Lagos y Lita Morales "Carnaval De Mi Barrio" 1939 2:23
32. Zhanna Aguzarova "Cats" 1987 0:21
33. Francisco Canaro - Ernesto Famá "Milonga Sentimental" 1933 3:10
34. Francisco Canaro - Ernesto Famá "Milonga Del 900" 1933 2:54
35. Francisco Canaro - Roberto Maida "Milonga criolla" 1936 3:01
36. Viktor Tsoy  "Good morning, last Hero cortina long" 1989, 1989 0:35
37. Florindo Sassone - Instrumental "Ojos Negros (Oscar Strok)" 1968 2:28
38. Florindo Sassone - Instrumental "Adios corazon (reverb)" 1968 2:16
39. Florindo Sassone - Instrumental  "Bar Exposicion" 1968 3:26
40. Zhanna Aguzarova  "Zvezda (The Star)" 1984 0:28
41. Donato Racciatti - Olga Delgrossi "Hasta siempre amor" 1958 2:57
42. Donato Racciatti - Olga Delgrossi "Queriendote" 1955 2:49
43. Donato Racciatti - Olga Delgrossi "Sus Ojos Se Cerraron" 19562:47
44. Vitas  "7, the element cortina" 2012 0:23
45. Rodolfo Biagi - Jorge Ortiz "Por Un Beso De Amor" 1940 2:46
46. Rodolfo Biagi - Alberto Amor  "Paloma (vals)" 1945 2:28
47. Rodolfo Biagi - Andrés Falgás "Dejame Amarte Aunque Sea un Dia (vals)" 1939 2:55
48. Boney M  "Daddy Cool cortina"  0:21
49. Francisco Canaro - Roberto Maida "Ciego" 1935 2:57
50. Francisco Canaro - Roberto Maida "Nada Más" 1938 3:02
51. Francisco Canaro - Roberto Maida  "Ojos negros que fascinan" 1935 2:51
52. Sandro de America  "Yo Te Amo cortina" 1968, 1968 0:23
53. Osvaldo Pugliese - Jorge Maciel "Remembranza" 1956 3:41
54. Osvaldo Pugliese - Jorge Maciel "El pañuelito" 1959 2:42
55. Osvaldo Pugliese - Alberto Moran "Pasional" 1951 3:26
56. Alfredo de Angelis - Instrumental  "La cumparsita (Matos Rodriguez)" 1961 3:33

No comments:

Post a Comment